ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ:ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.
Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.
Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.
Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.
Аноним — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Антология — сборник избранных произведений разных авторов.
Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.
Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
Басня — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
Беллетристика — художественные прозаические произведения.
Белые Стихи — стихи, не имеющие рифмы.
Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.
Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.
Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
Вкус Художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
Вымысел — плод воображения, фантазии писателя.
Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Герой литературного произведения - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
Детектив — произведение приключенческой литературы.
Детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
Диалог — разговор двух или нескольких персонажей.
Дифирамб — произведение восхваляющего характера.
Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
Идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
Идея художественного произведения - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
Имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки.
Инвектива — резкое обличение.
Инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.
Ирония — скрытая насмешка.
Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
Карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
Классическая литература - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
Кода — заключительный, добавочный стих.
Коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
Комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
Композиция — структура художественного произведения.
Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
Критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.
Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
Лаконизм — краткость в выражении мысли.
Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
Литература художественная - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
Мастерство художественное - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
Метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.
Миниатюра — небольшое литературное произведение.
Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
Мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.
Неологизм — новое слово.
Новаторство — внесение новых идей, приемов.
Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
Обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.
Пейзаж — изображение природы в литературном произведении.
Перенос (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
Персонаж — действующее лицо литературного произведения.
Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
Посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно Посвящено.
Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
Прибаутка — острое словцо или словосочетание.
Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
Проблема — вопрос, который исследуется писателем в произведении.
Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.
Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
Пролог — вступление в литературное произведение.
Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
Рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
Редакция — один из вариантов текста произведения.
Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
Рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
Сарказм — язвительная насмешка.
Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
Свободный Стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.
Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
Творческая история — история создания художественного произведения.
Творческий процесс — работа писателя над произведением.
Тема — объект художественного отражения.
Тематика — совокупность тем произведения.
Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
Урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
Утопия — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.
Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
Эпитет — образное определение.
Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.